Ассортимент и качество вырабатываемых автомобильных бензинов
В настоящее время в России вырабатывают слеющие марки автомобильных бензинов: АИ-80 (А-76), АИ-92,АИ-95 и АИ-98.
Объемы производства автобензинов в России по маркам представлены в табл. 5.
Таблица 5. Объемы производства автомобильных бензинов в России в 2002 году
Общий объем поизводства, млн тонн |
Доля автобензина в общем объеме, % | |||
АИ-80 (А-76) | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | |
27,3 | 49,2 | 42,3 | 8,2 | 0,3 |
В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия» осуществляется производство неэтилированных бензинов.
В соответствии с ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» вырабатывают неэтилированные автобензины марок: «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95» и «Супер Евро-98».
Климатические условия на территории России таковы, что повсеместное применение бензинов с одинаковой испаряемостью нецелесообразно и практически невозможно.
Поэтому по ГОСТ 2084-77 бензины подразделяют на зимний и летний, по ГОСТ Р 51105-97 для более рационального использования бензины имеют 5 классов испаряемости, а по ГОСТ Р 51866-2002 - 10 классов испаряемости (см. табл. 7), для применения в различных климатических районах.
Таблица 7. Характеристики испаряемости бензинов всех марок
Показатели | ГОСТ Р %1105-97 | ||||
КЛАСС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Давление насыщенных паров бензина, кПа | 35-70 | 45-80 | 55-90 | 60-95 | 80-100 |
Фракционный состав: Темпеатура начала перегонки, оС не ниже |
35 | 35 | Не норми- руется |
Не норми- руется |
Не норми- руется |
Пределы перегонки, о С не выше | |||||
10,00% | 75 | 70 | 65 | 60 | 55 |
50,00% | 120 | 71150110 | 10561005 | 60 | 55 |
90,00% | 190 | 115185 | 110180 | 105170 | 100160 |
Конец кипения,оС, не выше | 215 | ||||
объемная доля остатка в колбе, % | 2 | ||||
остаток и потери, % | 4 | ||||
или объем испарившегося бензина, %, при тепературе: | |||||
70 оС | 15-45 | 15-45 | 15-47 | 15-50 | 15-50 |
100 оС | 35-65 | 40-70 | 40-70 | 40-70 | 40-70 |
180 оС | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 |
Индекс испаряемости, не более | 900 | 1000 | 1100 | 1200 | 1300 |
Продолжение таблицы 7
Показатели | ГОСТ Р %1105-97 | |||||
КЛАСС | ||||||
A | B | C и С1 | D и D1 | E и E1 | Fи F1 | |
Давление насыщенных паров (L YG), кПа | ||||||
не менее | 45 | 45 | 50 | 60 | 65 | 70 |
не более | 60 | 70 | 80 | 95 | 100 | |
Фракционный состав: | 75 | 70 | 65 | 60 | 55 | |
Объемная доля испарившегося бензина,при температуре | ||||||
70оС, (И70) | 20-48 | 20-38 | 22-50 | 22-50 | 22-50 | 22-50 |
100 оС, (И 100) | 46-71 | 46-71 | 46-71 | 46-71 | 46-71 | 46-71 |
Максимальный индекс паровой побки (ИПП) ИПП=10ДПН+7(И70) | - | - | 1050 | 1150 | 1200 | 1250 |
Наряду с автобензинами для внутреннего потребления нефтеперерабатывающие предприятия вырабатывают автомобильные бензины для экспорта, которые также применяются в России.
Основная масса бензина АИ-92 вырабатывается по ТУ 38.001165-2003 «Бензины автомобильные экспортные».
С целью обеспечения Москвы и других регионов с высокой плотностью автомобильного транспорта автомобильными бензинами с улучшенными экологическими свойствами нефтеперерабатывающие заводы вырабатывают автобензины по техническим условиям с более жесткими нормами на содержание бензола и ароматических углеводородов, чем по ГОСТ Р 51105-7.
Так, ОАО «Московский НПЗ» вырабатывает бензины по ТУ 38.401-58-171-96 «Бензины автомобильные неэтилированные с улучшенными экологическими свойствами (городские)», а ОАО «Славнефть-Ярослав-нефтеоргсинтез» - бензины «Яр Марка» по ТУ 38.301-25-41-97.
Требования к качеству указанных автобензинов представлены в табл. 8.
Таблица 8. Характеристики бензинов с улучшенными экологическими показателями
Показатели | ТУ 38.401-58-171-96 | ТУ 38.301-25-41-97 | ||||
АИ-80 ЭК |
АИ-92 ЭК |
АИ-95 ЭК |
АИ-98 ЭК |
ЯрМарка 92Е |
ЯрМарка 95Е | |
Октановое число, не менее, по методу: | ||||||
моторному | 76,0 | 83,0 | 85,0 | 88,0 | 83,0 | 85,0 |
исследовательскому | 80,0 | 92,0 | 95,0 | 98,0 | 92,0 | 95,0 |
Содержание свинца, г/дм3 не более | 0,010 | 0,010 | 0,010 | 0,010 | 0,010 | 0,010 |
Фракционный состав: | ||||||
объем испарившегося бензина, % при температуре | ||||||
70оС | 01.10.50 | 15-50 | 15-50 | 15-50 | 15-50 | 15-50 |
100 оС | 35-70 | 40-70 | 40-70 | 40-70 | 40-70 | 40-70 |
180 оС | >85 | >85 | >85 | >85 | >85 | >85 |
Конец кипения бензина,оС, не выше | 215 | 215 | 215 | 215 | 215 | 215 |
остаток в колбе,% (об.), не более | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Давление насыщенных паров бензина, кПа: | ||||||
летний период с 1 апреля по 1 октября | 35-70 | 35-70 | 35-70 | 35-70 | 35-70 | 35-70 |
зимний период с 1 октября по 1 апреля | - | - | - | - | 60-100 | 60-100 |
Индекс паровой пробки, не более | ||||||
летний период | 950 | 950 | 950 | 950 | 950 | 950 |
зимний период | 1250 | 1250 | 1250 | 1250 | 1250 | 1250 |
Содержание фактических смол, мг/100 см3, на месте поизводства, не более |
5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
Объемная доля, % не более | ||||||
ароматических углеводородов | - | - | - | - | 45 | 45 |
в том числе бензола | 3 | 3 | 5 | 5 | 3 | 3 |
Индукционный период бензина на месте производства, мин, не менее |
360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 |
Массовая доля серы, % не более | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Плотность при 20 оС, кг/м3, не более | 780 | 780 | 780 | 780 | 780 | 780 |
Перспективы развития производства товарных автомобильных бензинов связаны с увеличением доли выработки высокооктановых бензинов (92 ед. и выше по и. м.). Следует отметить, что повышение октанового числа на каждую единицу позволяет снизить расход топлива автомобилем на 1%, т. е. при применении автобензина АИ-92 взамен АИ-80 экономия бензина составит 12%.
Однако это не значит, что, если в двигатель, работающий на бензине А-76, залить бензин АИ-92, то получим указанную экономию. Наоборот, двигатель будет перегреваться, и могут прогореть клапана.
Высокооктановые бензины имеют более высокое качество и по другим показателям: меньшее содержание общей и меркаптановой серы, меньшую коррозионную агрессивность и содержание смолистых веществ, более высокую химическую стабильность и т. д.
В ближайшее время следует ожидать расширения ассортимента присадок к бензинам (прежде всего моющих) и повышение их эффективности, что позволит снизить вредные выбросы с отработавшими газами и повысить надежность работы и долговечность эксплуатации автомобилей.