доставка нефтепродуктов
 
 
 



Вход
Зарегистрироваться
 
 

Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов

 

Автоцистерна, это автомобиль, чаще всего грузовой, оборудованный цистерной, предназначенный для в перевозки жидкостей (начиная от нефтепродуктов и заканчивая водой и пищевыми продуктами), а также сыпучих грузов и сжиженных газов.

Емкость цистерн составляет от 0,8 куб. м до 15 куб. м. Форму цистерна может иметь цилиндрическую, коническую, эллиптическую или прямоугольную. Автоцистерны, предназначенные для перевозки воды, а так же для перевозки других жидкостей плотностью не более 1,03 г на куб. см, на заказ оборудуют водяным насосом или/и мотопомпой, заправочным или сливным рукавом с барабаном, электрооборудованием. В зависимости от модели автоцистерны, предназначенные для перевозки жидкостей, могут быть оснащены и другим оборудованием. Внутренние секции цистерн для воды как правило изготовляются из нержавеющей стали.

Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, монтируются на базовом шасси автомобиля (АЦ), прицепа (ПЦ) или полуприцепа (ППЦ) общего назначения по рамной или безрамной технологии. В случае безрамной технологии достигается высокий коэффициент полезного использования объема цистерны. Предназначены цистерны для транспортировки и кратковременного хранения, а так же перекачки темных или светлых нефтепродуктов. Различаются современные цистерны по наличию или отсутствию насоса. Привод насоса осуществляется от коробки отбора мощности (КОМ) автомобильного двигателя. Из ПЦ и ППЦ топливо сливается либо самотеком либо с помощью насоса, установленного на седельном тягаче (гидрофицированный привод).

Автоцистерны-бензовозы оснащаются указателями топлива, дыхательным клапаном (который необходим для сообщения внутренней полости цистерны с окружающей атмосферой при возникновении избыточного давления), сливными патрубками, топливными фильтрами и рядом другого оборудования. Автоцистерны-бензовозы в обязательном порядке оснащаются противопожарными средствами.

Соседнюю категорию с категорией автоцистерн-бензовозов занимают автоцистерны-топливозаправщики (так называемые передвижные АЗС), предназначенные для районов, в которых отсутствуют стационарные АЗС. Оснащение передвижных АЗС и автоцистерн-бензовозов во многом совпадает, но автоцистерны-топливозаправщики имеют и дополнительное оборудование.

Также существуют специальные автоцистерны-газовозы. Они предназначены для транспортировки, кратковременного хранения и заправки стационарных емкостей, передвижных сосудов, газобаллонных автомобилей, а так же бытовых баллонов со сжиженными углеводородными газами. Одной из разновидностей газовозов являются автоцистерны, предназначенные для транспортировки жидкого аммиака и также низкотемпературной двуокиси углерода.

Форма, которую придают цистерне, может быть эллипсоидной (овальной), круглой, чемоданной (прямоугольной) или трапециевидной. Но бывают случаи когда цистерны выполняют с переменным сечением (на шасси прицепов и полуприцепов или в составе одноосного тягача). Делается это для обеспечения эффективного распределения нагрузки осям базового полуприцепа и на седельное устройство тягача. Устойчивость при транспортировке с полной массой придает низкий центр тяжести. Сам сосуд цистерн, предназначенных для транспортировки нефтепродуктов, изготавливают из высоколегированной стали. Насосная установка, трубопроводы, образующие магистрали слива и нижнего наполнения, запорные устройства, магистрали рекуперации паров нефтепродукта, система управления донными клапанами входят, как правило, в комплектацию технологического оборудования.

Безопасность, надежность и прочность — именно этим трем китам уделено в последние годы пристальное внимание инженеров. Подавляющая часть технологических решений так или иначе связана с безопасностью и предусматривает обеспечение пассивной защиты от возможного возгорания топлива при ДТП. Так внутренняя часть цистерны обычно оснащена перегородками и волнорезами. В последнее время наблюдается тенденция — сосуды современных полуприцепов, предназначенные для перевозки нефтепродуктов обладают торосферическими днищами, которые кроме того, что придают высокую прочность конструкции еще и играют роль волнорезов. Трубопроводы и сливные коллекторы в большинстве цистерн соеденины резиновыми компенсаторами. Предназначение этих компенсаторов — принять на себя часть нагрузки при столкновении, не нарушая в то же время герметичность сосуда. Если цистерна по внутреннему объему превышает 12 м3, то их секции, как правило, автономны. Для сосудов вместимостью 40 000 л могут быть предусмотрены четыре секции. Это удобно еще и тем, что каждая из них может быть заполнена топливом разных марок.

В плане безопасности интересно решение, примененное в конструкции бензовозов производства ЗАО "Бецема". Эта фирма включает в базовую комплектацию своих цистерн донные клапаны со специальной проточкой на корпусе, в которой при ударе отламывается наружная часть с механизмом открывания. При этом донный клапан остается закрытым — время его срабатывания не должно превышать четырех секунд. Сам технологический шкаф, который расположен под цистерной, изготавливается с большим запасом прочности.

В процессе разработки новых модификаций цистерн инженерами в последние годы много внимания уделяется проблеме потерь нефтепродуктов при перекачке. Что не удивительно - ведь эти потери могут составлять более 70% всех потерь жидкого нефтяного топлива при транспортировке. Согласно исследованиям, испарения автомобильного топлива при перевозке достигают 0,01 кг, а при сливных и наливных работах – 0,71 кг на 1 м3 объема.

Это не существенно в масштабах одной перевозки, но в больших компаниях, где перевозки могут достигать до 2000 т в месяц на один полуприцеп эти "мелочи" превращаются в огромные потери. В связи с данной проблемой еще в 30-х годах прошлого века начали разрабатывать и применять системы, обеспечивающие рекуперацию паров нефтепродуктов при верхнем наливе. Однако этого оказалось не достаточно. Плюс ко всему верхний налив совершенно не способствовал безопасности оператора, а снег, дождь, пыль при попадании в цистерну загрязняли горючее. Все это привело к разработке систем нижнего налива (ГОСТ Р 50913-96) и позволило ощутимо снизить потери. Но и на этом дело за борьбу снижения потерь, не закончилось. Следующим этапом стало внедрение нижнего налива, сочетающееся с отводом паров при наливе-сливе.

На сегодняшний день используются еще более совершенные системы для отвода паров в подземный резервуар непосредственно из цистерны. Это практически устранило риск взрыва бензовозов при погрузке-разгрузке. Также непосредственное отношение к безопасности бензовозов имеют такие устройства как стройства беспроливной стыковки, адаптеры с фланцами переменного диаметра, независимые запорные устройства и т. д.

Также, в ходе "эволюции" бензовозов, значительное изменение претерпела конструкция съемной крышки люка самозащелкивающего типа. На первых порах использовали схемы с отводом паров при перекачке. Сегодня на страже безопасности стоят огневые предохранители, дыхательные устройства, ограничители топлива и собственно сами патрубки отвода паров. Именно патрубки и присоединяют при погрузке-разгрузке к подземному резервуару через рекуператор.

Внедрение термисторных (терморезисторных) и оптических датчиков ограничения налива, которые не имеют механически подвижных частей и свободны от трения, ошибки оператора, сбоя счетчика (что актуально для топливозаправщиков) или наличия остатков нефтепродукта, также является одним из этапов сбережения топлива при перекачке. В основу работы этих датчиков заложен принцип реакции быстронагреваемого резистора, охлаждаемого при контакте с жидкостью. Однако термисторные датчики быстро изнашиваются из-за резкого перепада температур. Поэтому отечественный ГОСТ Р 50913 регламентирует использование средств привода датчиков ограничителя наполнения за счет энергии перекачиваемой жидкости (поплавков). Для того, чтобы избежать опасной ошибки при снятии показаний уровня жидкости в цистерне в нижней части сосуда цистерны предусмотрен продольный желоб для гарантированного слива отстоя. Цистерны для темных нефтепродуктов (битума, мазута или нефти) снабжают утеплителем. Подогрев в них производится горелками и нередко - выхлопными газами.

Цистерны, занимающиеся перевозкой нефтепродуктов, должны быть окрашены в ярко-красный или оранжевый цвет, иметь надпись "Огнеопасно" с видимых сторон и снабжены табличкой "Опасный груз" (по ГОСТ 10807-78), на которой вверху указан код экстренных мер, а внизу – серийный номер груза по классификации ООН. Выхлопная труба на автоцистернах должна быть выведена в переднюю часть, под бампер.

 
Copyright © 2014 АЗСНК
доставка нефтепродуктов
Панель администратора
 
Создание сайта Вебцентр
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru