В табл. 4 представлены товарные наименования антидетонационных присадок и добавок к автомобильным бензинам, допущенных к применению в Российской Федерации.
Таблица 4. Присадки и добавки к автомобильным бензинам, для повышения октановых чисел, допущенные к применению в Российской Федерации
Антидетонационные присадки и добавки | Максимально допустимая концентрауия в бензине |
Максималь ный прирост октанового числа при допустимой концентрации присадки в бензине |
1. Присадка “Хайтек-300” фиры “Этил” | до 50 мг Mn/л | 5 |
2. Присадки “ФвтоВэм” ТУ 3.401-58-185-97 | до 1,3% | 8 |
3. Добавка “Феррада” ТУ 38.401-58-186-97 | до 1,3% (37 мг Fe/л) | 7,5 |
4. Присадка “АПК” ТУ 38.401-58-189-97 | до 0,3% (37 мг Fe/л) | 3 |
5. Присадка “Ферро 3” ТУ 38.401-58-83-941 | до 0,02% (37 мг Fe/л) | 3 |
6. Добавка “АДА” ТУ 38.401-61-93 | до 1,3% | 6 |
7. Добавка “БВД” ТУ 38.401-58-228-99 | до 1,9% | 6 |
8. Продукт спиртосодержащий для повышения октановых
чисел бензинов (ВОКЭ) ТУ 9291-001-32465440-9 |
до 5% | 1,5 |
9. Добавка “МАФ” ТУ 38.401-58-217-98 | до 3,5% (37 мг Fe/л) | 4,5 |
10. Добавка “Фетерол” ТУ 2421-009-04749189-95 | до 15% | 3,5 |
11. МТБЭ | до 15% | 3,5 |
12. Добавка “ДАКС” ТУ 0251-003-02066612096 | до 3,5% | 7 |
13. Присадка “Октан-Максимум” ТУ 38.401-58-144-97 | 37 мг Fe/л | 3 |
14. Присадка “ФК-4” ТУ 38.301-27-012-94 | 37 мг Fe/л | 3 |
15. Присадка “SOA” ТУ 0257-309-058008-99 | 37 мг Fe/л | 3 |
16. Присадка”КВ-мотор” ТУ 0257-001-18419-946-99 | 37 мг Fe/л | 3 |
С целью улучшения эксплуатационных и экологических свойств автомобильных бензинов в их состав вводят моющие и многофункциональные присадки.
С целью улучшения эксплуатационных и экологических свойств автомобильных бензинов в их состав вводят моющие и многофункциональные присадки.
Необходимость применения моющих присадок для обеспечения чистоты карбюраторов и впускной системы двигателей впервые возникла в США. Причиной этому послужило ужесточение норм на выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Как показала практика, многие автомашины, успешно прошедшие контроль по содержанию окиси углерода в отработавших газах на холостом ходу, после некоторого пробега не удовлетворяли нормам.
Было установлено, что причиной этого является образование осадков и отложений в системе всасывания и в результате окисления под влиянием воздуха и полимеризации на подогретой поверхности нестабильных угле-водородов-олефинов, а также реакционно-способных соединений картерных газов, которые направляют в систему всасывания для уменьшения эмиссии углеводородов.
Эффективным способом борьбы с отложениями в карбюраторе и впускной системе является добавление к бензинам специальных моющих присадок.
Впервые бензины с моющими присадками были разработаны фирмой «Шеврон» в 1954 г., но широкое распространение они получили с введением принудительной системы вентиляции картера. Требование по обязательному применению моющих присадок возникло после установки на двигателях инжекторных топливных систем нейтрализаторов ОГ, а также частичной рециркуляции ОГ, то есть возврата их во впускную систему двигателя.
Предотвращение загрязнения карбюратора с помощью моющих присадок позволяет сохранить заводские регулировки карбюратора и тем самым снизить расход бензина, уменьшить токсичность ОГ в процессе эксплуатации двигателя и сократить число ремонтов, связанных с регулировкой карбюратора.
При работе двигателей с принудительной системой вентиляции картера на бензинах без моющих присадок, нарушение работы карбюратора наблюдается через 12-15 тыс. км пробега, а при использовании бензина с моющими присадками длина пробега автомобиля возрастает до 32 тыс. км, то есть больше чем в 2 раза.
Необходимо отметить, что моющие присадки первого поколения, эффективно удаляя отложения из карбюратора, имеют существенный недостаток: они могут способствовать образованию отложений на впускных клапанах. Этим недостатком не обладают моюще-дис-пергирующие присадки для авиабензинов или присадки второго поколения.
Самыми совершенными являются присадки третьего и четвертого поколения или присадки, предотвращающие образование отложений в карбюраторе, на впускных клапанах, на форсунках и других критических деталях и узлах двигателя. Кроме того, присадки четвертого поколения уменьшают образование нагара в камере сгорания двигателя и тем самым — требования к антидетонационным свойствам бензина в процессе эксплуатации автомобиля.
Изменения, внесенные в конструкцию двигателя с целью снижения содержания вредных компонентов в отработавших газах, усиливают тенденцию образования отложений на впускном клапане.
Поэтому значение этих присадок в последние годы заметно возросло. В США и ряде стран Европы применение моющих присадок становится обязательным.
Разработкой и производством моющих присадок занимаются такие фирмы, как «Shell», «BASF»,«Лубри-зол», «Этил» и др.
В нашей стране разработаны и вырабатываются моющие присадки к автобензинам второго поколения «Афен» и «Автомаг». Проводятся работы по синтезу и отработке технологии получения моющих присадок третьего и четвертого поколения.
Ниже приведены моющие и многофункциональные присадки к автобензинам, допущенные к применению в Российской Федерации.
Моющие и многофункциональные присадки | Допустимая концентрация |
Присадка «Хайтек 4449» фирмы «Этил» | 0,035-0,06 % |
Присадка «Хайтек 6430» фирмы «Этил» | 0,05% |
Присадка «Керопур 3222» фирмы «BASF» | 0,035-0,06 % |
Присадка «SAP 9500» фирмы «Shell» | 0,04% |
Присадка «Автомаг» ТУ 38.401-58-33-92 | 0,05% |
Присадка «Афен» ТУ 38.401743-89 | 0,05% |
Присадка «Pesla 2000» | 0,20% |
При наличии в товарных бензинах нестабильных компонентов для обеспечения требуемого качества в процессе длительного хранения (3—5 лет) в них вводят антиокислители и деактиваторы металлов. В качестве антиокислителей используют 2,6-ди-трет-бутил-4ме-тилфенол или парооксидифениламин. Антиокислительные присадки вводят в нестабильные компоненты бензина непосредственно на технологических установках в концентрации до 0,10% массы для обеспечения требуемого индукционного периода.
Деактиваторы металлов —это присадки, подавляющие каталитическое действие металлов на окисление топлива. Они усиливают стабилизирующее действие антиокислителя, что позволяет на 30—70% снизить его концентрацию в топливе. При этом концентрация деак-тиватора металлов в бензине составляет 0,005—0,01% масс. Наиболее эффективны соединения, способные образовывать внутрикомплексные соли, главным образом хелатного (клешневидного) строения. К ним относятся салицилидены, например, дисалицилиденпропи-лендиамин (N,N-дисалицилаль-1,2-пропилендиамин).
В таких соединениях атом металла надежно экранирован и не способен вступать в реакции, катализирующие окисление.
В некоторых случаях возникает необходимость каким-либо образом маркировать то или иное топливо. Например, в этилированный бензин добавляют красители с целью обратить внимание на наличие в нем токсичного тетраэтилсвинца. Окрашивают дизельное топливо с минимальным (50—10 ррm) содержанием серы.
Маркировка топлив может осуществляться не только при помощи красителей, для этой цели можно использовать одорирующие присадки и бесцветные специальные вещества.
Маркирующие присадки вводят в бензин в столь малой концентрации, что они практически не влияют на физико-химические и эксплуатационные характеристики.
Присадки вводят в бензин различными способами при его производстве на НПЗ, терминалах, в автохозяйствах и непосредственно в топливный бак автомобиля.
Во всех случаях требуется обеспечить эффективное смешение присадки с бензином при наименьших энергетических и трудовых затратах.
Вне всякого сомнения, продолжающиеся совершенствования конструкции двигателей автомобилей будут приводить к постоянному изменению роли присадок к бензинам. Поскольку эффективность присадок зависит от топлива и конструкции двигателя, производители и поставщики присадок к бензинам должны работать вместе с конструкторами двигателей и автотранспортными компаниями для достижения оптимальной эксплуатации автомобилей по расходу топлива, обеспечивая экологические требования.