Требования, предъявляемые к качеству современных автомобильных бензинов, подразделяют на четыре группы:
- От производителей автомобилей для обеспечения нормальной работы двигателя;
- От производителей бензинов, обусловленные возможностями нефтеперерабатывающей промышленности;
- Связанные с транспортированием и хранением автомобильных бензинов;
- Экологические.
Требования, которые предъявляют производители двигателей
Требования, которые предъявляют производители двигателей с искровым зажиганием к качеству применяемых бензинов: сжигание бензина в смеси с воздухом в камере сгорания должно происходить с нормальной скоростью без возникновения детонации на всех режимах работы двигателя в любых климатических условиях.
Это требование устанавливает нормы на детонационную стойкость бензина.
Необходимо, чтобы бензин имел высокую теплоту сгорания, минимальную склонность к образованию отложений в топливной и впускной системах, а также нагара в камере сгорания. Продукты сгорания не должны быть токсичными и коррозионно-агрессивными.
Испаряемость бензинов должна обеспечивать приготовление горючей смеси при любых температурах эксплуатации двигателей.
Это требование регламентирует такие свойства и показатели качества бензина, как фракционный состав, давление насыщенных паров, склонность к образованию паровых пробок.
Производство автомобильных бензинов осуществляется на сложном комплексе различных технологических процессов переработки нефти.
Требования, обусловленные техническими возможностями нефтепереработки
Требования к качеству вырабатываемых автобензинов, обусловленные техническими возможностями отечественной нефтепереработки, накладывают ограничения на показатели фракционного и углеводородного состава, содержание серы и различных антидетонаторов.
Условия массового производства требуют обеспечения возможности использования нефтяного сырья с возможно более широким варьированием по углеводородному и фракционному составам и содержанию различных сернистых соединений, что определенным образом влияет на установление норм в спецификациях на соответствующие показатели качества бензинов.
В целях увеличения выхода бензина из перерабатываемого нефтяного сырья производство заинтересовано в повышении температуры конца кипения, а эффективное использование бензина в двигателе возможно при определенном ограничении содержания высококипящих фракций.
Нормы на показатель детонационной стойкости устанавливаются на уровне, достижимом с использованием имеющихся технологических процессов, компонентов и присадок, допущенных к применению в составе бензинов.
Требования производителей автомобилей очень часто идут вразрез с требованиями нефтепереработчиков, и в этих случаях необходимо определить оптимальный экономически целесообразный уровень этих требований.
Примером такого компромисса является октановый индекс, характеризующий детонационную стойкость американских автобензинов.
Автомобилестроители США предлагали внести в спецификации оценку октанового числа бензина по исследовательскому методу, а нефтепереработчики - по моторному методу.
В результате в спецификацию был внесен показатель, равный полусумме октановых чисел по исследовательскому и моторному методам.
Требования, связанные с транспортированием и хранением бензинов
Требования, связанные с транспортированием и хранением бензинов, обусловлены необходимостью сохранения их качества в течение нескольких лет.
Автомобильный бензин с завода-изготовителя по существующим продуктопроводам, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом подается на крупные региональные перевалочные нефтебазы. С этих баз хранения бензин поступает на нефтебазы, снабжающие автозаправочные станции (АЗС), а далее автомобильными цистернами на АЗС.
Транспортирование, хранение и применение бензина непосредственно на автомобилях осуществляются в различных климатических условиях при температуре окружающего воздуха от - 50 до + 45 °С, при этом необходимо обеспечить нормальную работу двигателя.
Требования, связанные с транспортированием и хранением, регламентируют такие свойства автобензина, как физическая и химическая стабильность, склонность к потерям от испарения и образованию паровых пробок, растворимость воды, т. д. На длительное хранение, как правило, поступают бензины летнего вида с высокой химической стабильностью (индукционный период не менее 1200 мин).
Экологические требования
Воздействие бензинов на окружающую среду при применении их на автомобильной технике связано с токсичностью соединений, попадающих в атмосферный воздух, воду, почву непосредственно из топлива (испарения, утечки) или с продуктами его сгорания.
Источниками токсичных выбросов автомобилей являются отработавшие газы, картерные газы и пары топлива из впускной системы и топливного бака.
Отработавшие газы содержат оксид углерода, оксиды азота, серы, несгоревшие углеводороды и продукты их неполного окисления, элементарный углерод (сажа), продукты сгорания различных присадок, например оксиды свинца и галогениды свинца при использовании этилированных бензинов, а также азот и неизрасходованный на сгорание топлива кислород воздуха.
Для уменьшения выбросов вредных веществ современные автомобили оснащают каталитическими системами нейтрализации отработавших газов, позволяющими дожигать несгоревшие углеводороды и оксид углерода до С02, а оксиды азота — восстанавливать до азота.
Экологические свойства бензинов обеспечиваются ограничениями по содержанию
отдельных токсичных веществ по групповому углеводородному составу
по
содержанию низкокипящих углеводородов, а также серы и бензола.
Эти ограничения позволяют обеспечить надежную работу каталитической системы нейтрализации ОГ и способствуют уменьшению воздействия автомобильного парка на загрязнение окружающей среды.
В табл. 1 приведены требования к автобензинам в странах Европейского Экономического Сообщества.
В связи с присоединением России к европейским экологическим программам возникла острая необходимость в организации промышленного производства автомобильных бензинов, соответствующих европейским требованиям (EN-228).
Таблица 1. Требования к автомобильным бензинам Европейского Экономического сообщества
Евро-2 | Евро-3 2002 г. |
Евро-4 2005 г. | |
Содержание бензола, макс., % | 5 | 1 | 1 |
Содержание серы, макс. | 0,05% | 150 ррм | 50ррм |
Содержание ароматических | - | 42 | 35 |
Содержание олефиновых | - | 18 | 18 |
Содержание кислорода, макс, % | - | 2,3 | 2,7 |
Фракционный состав: % | |||
до 100 0С перегоняется, не менее | - | 46 | 46 |
до 150 0С перегоняется, не менее | - | 75 | 75 |
Давление насыщенных паров, кПа, не более | - | 60 | 60 |
Наличие моющих присадок | - | обязательно | обязательно |
В соответствии с одобренной в 2002 году правительством России концепцией развития российской автомобильной промышленности до 2010 года, отечественный автопром должен до 2004 года организовать производство двигателей, отвечающих по токсичности выбросов с отработавшими газами требованиям Евро-2 и Евро-3, а к 2008 году Евро-4.
В табл. 2 показано изменение норм на выбросы автомобильным транспортом в Европе и в России и требований к качеству автобензинов.
С 2002 года все нефтеперерабатывающие заводы России перешли исключительно на производство неэтилированных бензинов. В марте 2003 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О запрете производства и оборота этилированного автобензина в Российской Федерации» с 01.06.2003 г.
Применение неэтилированных автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51105-97, позволяет обеспечить выполнение автомобилями норм Евро-2 на выбросы с отработавшими газами, а бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51866-2002, - норм Евро-3.
Таблица 2. Изменение норм по выбросам и требований к качеству автобензинов
Нормы по выбросам автомобилей |
Требования к качеству а втобензинов | |||
Год ввода | Год ввода | |||
Европа | Россия | Европа | Россия | |
Евро - 1 | 1993 | 1999 | 1993 | 1997 |
Евро - 2 | 1996 | 2002 | EN/228.93 | ГОСТ Р 51105-97 |
Евро - 3 | 2000 | 2004 (проект) |
2000 EN228/99 |
2002 ГОСТ Р 51866-2002 |
Евро - 4 | 2005 | 2008 (концепция) |
2005 Правило 198/70/ЕС |
Неопределен ГОСТ Р.51105-97 с изм. 3 |
Технология производства бензинов для автомобилей, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4, должна гарантировать установленные нормы на содержание серы, ароматических и олефиновых углеводородов и бензола (табл. 1).
Необходимо отметить, что основной тенденцией достижения компромисса в требованиях к качеству автобензинов является совершенствование существующих и создание новых современных процессов в нефтепереработке, с целью удовлетворения все возрастающих экономических и эксплуатационных требований к двигателям автомобилей.